История успеха Арнольда Шварценеггера
Сегодня я хочу рассказать вам историю успеха одного из самых известных в мире киноактеров, чье имя всегда ассоциируется с Терминатором из фантастических боевиков. Конечно же, в этом посте речь пойдет об Арнольде Шварценеггере и о том, как Арни начинал свою карьеру сорок лет тому назад лишь простым австрийским парнем, мечтающим стать известным на весь мир спортсменом.
Шварценеггер родился 30 июля 1947 в маленьком городке Таль-Грац в Австрии у 38-летнего шефа полиции Густава Шварценеггера и его 23-летней жены-домохозяйки Аурелии.
Папа, состоявший в свое время в нацистской партии, был суров и груб, отчего маленький Арни ежедневно огребал болезненных и часто незаслуженных звездюлей, страстно желая уехать из Австрии, и больше её никогда не видеть.
Но была и положительная сторона: отец мечтал сделать из него спортсмена, и таки сделал — с ранних лет Арнольд играл в футбол, тренируя если не силу, то уж точно выносливость.
С не менее ранних лет вместе с братом Майнхардтом Арни также батрачил на участке, заменяя собой «40 стандартных чёрных боронителей». До 14 лет не видел телефона и глобуса, не знал многих заурядных бытовых удобств. А весь мир пребывал в неведении о том, что его ожидает.
Под впечатлением от увиденного на чемпионате мира по тяжелой атлетике русского силача Власова и вопреки воле отца, с 15 лет Арнольд начал «качаться».
Причем проявил такой фанатизм, что когда спортзал в Граце невзначай оказывался закрытым по причине выходного дня или праздника, юный Арни натурально проникал туда тайком через окно и качался в одиночестве.
Усиленно питаться всякими нажористыми вещами парень тоже не забывал, так что в 17 лет это был уже не тощий мальчик, а могучий качок, способный поднять вес, к которому боялся подойти близко даже взрослый тренер.
"В возрасте семнадцати лет я как член Атлетического союза Граца выжимал штангу весом 185 фунтов — аплодисменты публики придавали мне дополнительные силы"
Тут и выпускной подоспел. Окончив школу, Арни добровольно поступил в австрийскую армию. По его признанию, чтобы наесться и выспаться. В армии он был танкистом, механиком-водителем (танки западной школы, в отличие от советских, пригодны для человека ростом 188 см).
Примечательно, что Шварценеггер был единственным восемнадцатилетним срочником, которому с ходу доверили танк — видимо, австрийский дуб был далеко не так прост, как могло показаться всем ненавистникам «тупых качков». Правда, сам Арни признался впоследствии, он не был идеальным солдатом, и однажды утопил свой танк.
Служба в армии, которая длилась всего один год — с 1965 по 1966, не помешала ему отсидеть дисциплинарный арест за самовольную отлучку — он втихаря смотался участвовать в соревнованиях по культуризму «Мистер Европа» и был спален. ИЧСХ, тот конкурс Арни выиграл. А все потому, что в сочетании с отменной армейской кормежкой он еще и ежедневно качался самодельными штангами — и все это на фоне стандартной, ни разу не легкой службы бравого австрийского танкиста. Но сила воли и упорство помогли Арнольду преодолеть все трудности.
С тех пор так и повелось. Как только юное дарование объявлялось на каком-нибудь соревновании качков, все судьи устраивали ему стоячие овации, и вручали приз. В 1967 году он даже становится самым молодым обладателем титула «Мистер Вселенная». А все потому, что несмотря на нежный возраст, Шварценеггер обладал потрясающе массивной мускулатурой, плюс поражал исключительно удачным телосложением (генетика помогла). Он на равных соперничал с атлетами, которые были на шесть-восемь лет старше него, и побеждал их.
Ещё через год, в 1968 году, став двукратным «Мистером Вселенная» на соревнованиях в Лондоне, Арнольд вознесся до небес. Еще бы, он был культуристом номер один по эту сторону океана! Однако основной центр бодибилдинга и основные соперники водились по ту сторону Атлантики. Там проживал некто Джо Уэйдер, отец-основатель всего современного бодибилдинга. Через своего представителя в Лондоне Людвига Шустриха он предложил молодому Шварценеггеру переезд в США и годовой контракт. Однако Арни, прикинув, что синица в руках гораздо лучше, чем таракан в кладовке, от контракта отказался. В течение года Уэйдер безрезультатно пытался перетащить Арнольда в США.
А в это время чемпион жил в Мюнхене и вел истинно чемпионский образ жизни: дрался, пьянствовал, и вообще жил чистой и святой жизнью. По свидетельству тогдашних друзей Арнольда, он был самовлюбленным и задиристым как индюк. Ни одна драка в ночных клубах не обходилась без его участия. Вполне резонно, что вскоре начались довольно серьезные проблемы с полицией. И чем дальше, тем серьезнее.
И наконец, одним славным вечером Арни оказался в номере Шустриха со спортивной сумкой в руках и заявил, что ему весьма желательно в кратчайшие сроки покинуть Германию и он готов принять предложение Уэйдера, если оно еще в силе. Шустрих употребил все свои достаточно влиятельные связи, чтобы за один день сделать ему американскую визу. И уже в конце сентября 1968 года Арнольд Густав Шварценеггер 1947 года рождения, австрийский, беспартийный, ступил на землю колыбели демократии.
Место было выбрано мудро — солнечная и беззаботная Калифорния, и там наш «железный» Арни стал «золотым» еще до того, как его актерские гонорары обросли шестью-семью нулями. В отличие от большинства других культуристов, добившихся спортивной славы, но так и не сумевших обратить её в деньги, Шварценеггер обладал мощной деловой хваткой и тонким чутьем на прибыль. Едва приехав в США, он на пару со своим другом-качком Франко Коломбо занялся ничем иным, как поставкой кирпичей. Тут произошла еще одна случайность — как раз из тех, что привели его к богатству и славе — в 1971 году Лос-Анджелес серьезно пострадал от землетрясения. Несмотря на реакцию жителей для восстановления города всё-таки срочно понадобились кирпичи, которые Арнольд принялся продавать в труднообозримых количествах.
Но Арни не собирался всю жизнь заниматься стройматериалами. В это же время он активно качался в американских спортзалах, неизменно впечатляя статью и богатырской силушкой. Вскоре высокого австрийского атлета заметили, и его карьера пошла в гору. Он стал достаточно известным в США культуристом, чтобы успешно торговать аксессуарами для бодибилдинга по всей стране — в том числе и видеокассетами с курсами типа «Как стать из дрища Аполлоном за один год». Скопив некоторую сумму денег на кирпичах и видосах, Шварц вложил её в доставку товаров по почте. Бабла становилось все больше и больше. Часть прибылей от почтового маркетинга и средства, выигранные на конкурсах, вкладывались Шварценеггером в недвижимость. Кроме того, по совету Уэйдера он стал вкладывать деньги в различные антикварные штучки. Ещё до тридцатилетнего юбилея (и задолго до успеха в кино) Арни стал миллионером.
С 1970 года Арнольд Шварценеггер, уже сделавшей себе имя в бодибилдинге, начал сниматься в кино, как это делали многие его идолы, такие как Стив Ривз и Рег Парк. Ему приходится сталкиваться с трудностями: сложная для произношения фамилия, иностранный акцент и «чрезмерно большие» мускулы.
Но тем не менее, меньше чем через год после приезда, им заинтересовался заслуженный продюсер Обри Вайсберг, работавший на небольшой киностудии «Filmpartners» — у него как раз имелся сценарий про мифического силача Геркулеса, оказавшегося в современном мегаполисе, и Обри посчитал, что молодой Шварценеггер подходит как нельзя лучше. А что до акцента – Геркулес вообще немногословен…
Арнольд согласился на эту роль после звонка своему другу Регу Парку, который и сам играл Геркулеса в кино – тот моментально посоветовал Арни «соглашаться без разговоров». Когда агент Арнольда вел переговоры со студией, он сказал, что у его клиента «есть опыт работы на сцене», умолчав при этом, что на сцене Арнольд позировал на конкурсах по бодибилдингу, а не играл Гамлета… Проведя прослушивание, директор по кастингу пришел в ужас от акцента молодого силача – его едва можно было понять. Но могучее телосложение сделало свое дело, и в картину Арнольда все же взяли, решив провести озвучку при помощи другого актера, нормально говорящего по-английски (а фамилию Шварценеггер заменить на Стронг). Спустя много лет Арни озвучил-таки Геркулеса своим голосом и картина была переиздана.
Карьера бодибилдера тоже сложилась не сразу. Поначалу он вел себя весьма заносчиво и надменно, представляясь, непременно сообщал, что он двукратный «Мистер Вселенная». Однако вскоре спесь с него подсбили — свои первые соревнования в США он уверенно проиграл Фрэнку Зейну, который был на 20 кг легче. Любой другой ударился бы в слёзы, но железный Арни трезво проанализировал причины своего поражения и на следующий год вышел на «Мистер Олимпия» в отличной форме. Но на его беду в соревнованиях участвовал Серджио Олива, икона американского бодибилдинга, Штормовой Утес и Самые Рельефные Ноги мира. Самолюбивый Арнольд снова проиграл. И будучи вне себя от ярости и обиды, он во всеуслышание поклялся, что больше не потерпит поражения никогда и ни от кого.
Клятву он сдержал.
Одна победа последовала за другой. Шварценеггер начал собирать медали с самых престижных конкурсов, став настоящей иконой бодибилдинга: на вершине его карьеры находился семикратный титул «Мистер Олимпия».
Добившись в культуризме всех титулов, какие там были, в 1980 г. Шварценеггер окончательно расстается со спортом, и теперь сам проводит соревнования по бодибилдингу, являясь одновременно их организатором и спонсором — Arnold Classic. Призы весьма существенны — 100 000 долларов, автомобиль «Хаммер» и золотые часы «Ролекс».
А вот кинематограф, однако, долго не покорялся: все семидесятые годы Арни параллельно с соревнованиями снимался в фильмах, а признания все не было. Об актерском даровании этого скованного и косноязычного великана у критиков сложилось вполне стойкое мнение, в мягком варианте озвученное как «дерево», проклятый акцент преследовал неотступно (до конца Арни от него до сих пор не избавился). Так что в кино его долго не приглашали
"В Голливуде я познакомился с разными людьми. На этом снимке вечеринка во дворе моего дома с режиссерами Романом Полански и Бобом Рейфелсоном и их подругами"
И тем не менее, вторая картина в фильмографии Шварценеггера появляется спустя долгих семь лет, когда уже была позади его знаменитая победоносная серия из пяти титулов «Мистер Олимпия», а сам он стал богатым и знаменитым.
«Оставайся голодным» (1976) – драма, которая повествует о культуристе Джо Санто, вставшем на пути преступного синдиката, незаконно скупающего недвижимость в районе. Немного наивный, но добрый и душевный фильм демонстрирует молодого Джеффа Бриджеса и Арнольда, который не вышибает никому мозги и не размазывает по стенке, а занимается в спортзале, и для души… играет на скрипке. На сей раз критики были более благосклонны – о дубах и прочих зеленых насаждениях уже никто не вспоминал, а, напротив, отмечалось, что культурист проявил себя как настоящий актер, и явно способен на многое. В 77-м Арнольд получает престижную награду «Золотой глобус» за эту роль, почему-то в номинации «лучший дебют». Видно, «Геркулеса» критики вообще за фильм не считали. Увы, тот «Глобус» так и остался единственной наградой такого уровня за всю карьеру Арнольда
В конце семидесятых Арнольд получает степень бакалавра по экономике в Университете Висконсина. Он всегда стремился развивать не только тело, но и ум.
Личная жизнь
Примерно через полгода после переезда в США Арнольд познакомился с молодой школьной учительницей Барбарой Бейкер, и прожил с ней пять лет. Сам Арнольд так рассказывает о причине их расставания: «Она была спокойной и уравновешенной, и хотела жить обычной, размеренной жизнью. Я же был очень неуравновешенным, и ненавидел саму идею «Быть как все». А вот из воспоминаний Бейкер: «Он был веселым, невероятно харизматичным и авантюрным парнем, но под конец стал просто невыносимым – весь мир обязан был вращаться вокруг его драгоценной персоны. В жизни не встречала такого законченного эгоиста». Арнольд изменял ей направо и налево. В 2006 Бейкер выпустила книгу воспоминаний об их жизни с Арнольдом, обозвав ее без затей: «В тени австрийского дуба». Против ожиданий, Арнольд не протестовал, и даже… написал к этой книге предисловие!
В 77-м Арнольд стал встречаться со Сью Морей, работавшей парикмахером, и примерно в то же время начались его отношения с журналисткой Марией Шрайвер (племянницей Джона Кеннеди), с которой он познакомился на теннисном турнире имени Роберта Кеннеди.
Примерно год он преспокойно встречался с ними одновременно, пока Морей, наконец, не порвала с ним. Более того: тогда же у Арнольда, по слухам, был еще и роман с Бриджит Нильсен!
Но главной женщиной в его жизни оказалась в итоге Мария (хотя он зрел до женитьбы аж целых девять лет). В 1986-м году они вступили в брак.
У пары четверо детей: дочери Катерина и Кристина, и сыновья Патрик и Кристофер.
Увы, буквально в последнее время разразился грандиозный скандал, который закончился тем, что Мария, после четверти века совместной жизни, подала на развод и уехала из их огромного дома в Брентвуде спустя всего пару недель после серебряной свадьбы…
Виной всему – сам Арнольд, а точнее – его супружеская неверность. Открылся сенсационный факт: оказывается, у Арни есть внебрачный сын Джозеф, ровесник Кристофера, родившийся у служанки, работавшей в особняке четы Шварценеггеров во второй половине девяностых! Причем этот мальчик был дорог Арнольду, он виделся с ним, и всегда находил возможность поддерживать отношения. Как ни странно, сам парень до скандала и не подозревал, что он сын Шварценеггера, а узнав, был в шоке.
Как бы то ни было, для Марии эта новость оказалась последней каплей – и она ушла. Впрочем, купила дом по соседству – чтобы чаще видеться с детьми, так что отпрыски теперь курсируют между особняками отца и матери.
Только в 82-м к нему пришел настоящий успех в кино. Первые фильмы с Арнольдом Шварценеггером в главной роли в череде всех блокбастеров, которые и сделали актера суперзвездой — это знаменитые экранизации повестей писателя Роберта Ирвина Говарда о Хайборийской Эре, написанных в жанре фэнтези еще в тридцатых годах. Эти повести рассказывали о могучем и ловком воине-варваре по имени Конан, способном в одиночку расправиться с сотнями врагов, и сокрушающем разного рода нечистую силу.
Кинокомпания «Universal Pictures» выделила внушительный по меркам начала восьмидесятых бюджет в 20 миллионов долларов, а Арнольд моментально оказался в числе фаворитов на роль Конана (между прочим, продюсерам его рекомендовал Стивен Спилберг, у которого феноменальное чутье на удачные образы).
И это был тот самый долгожданный успех, о котором мечтал Арни: «Конан-варвар» (1982) в одночасье стал хитом, поразив зрителей до глубины души своей дикарской романтикой, уверенной постановкой, брутальностью и гениальным саундтреком Поледуриса. Интересный факт: Шварценеггера обязали уменьшить размер мышечной массы – его мускулы были настолько велики, что постановщики сцен с фехтованием на мечах не могли добиться от него правильных движений… Он сбросил вес до ста килограммов (сразу после съемок набрав все 120). Критики не преминули разразиться ехидными статьями про игру актера, «немногим лучшую, чем игра его коня», и именно за «Варвара» Арнольд получил первую свою номинацию на «Золотую малину» в категории «худший актер». Позже он будет номинирован еще не раз…
Стремясь ковать железо, пока горячо, моментально сняли продолжение «Конан-разрушитель» (1984).
Но занявший в режиссерском кресле место талантливого Джона Милиуса Ричард Флайшер не смог сравниться со своим предшественником, так что достаточно вялая картина так и не повторила триумф «Варвара».
Но впереди был фильм, который разом вознесет в заоблачные выси Шварценеггера, популярность которого, и так немаленькая после роли Конана, вырастет в разы.
«Терминатор» (1984) – веха в истории фантастических боевиков, разделившая жанр на «до» и «после», как это произошло с фантастикой с приходом «Звездных войн» Лукаса. Сказать что-либо новое о фильме Джеймса Камерона невозможно – все уже сказано с многочисленными вариациями и самыми красочными эпитетами. Теперь в фильмографии Арнольда появился настоящий шедевр, а его типаж моментально оказался супервостребованным, так что он теперь мог выбирать из сразу нескольких сценариев.
Похоже, самому Шварценеггеру полюбилась история про варвара, поскольку автор «Конана-разрушителя» Флайшер заполучил его в новый фильм по мотивам вселенной Хайбории.
Сначала проект рассматривали как третью серию из истории про Конана, но потом все же решили сделать историю полностью оригинальной, и назвали персонажа Калидором (от Конана его почти не отличить.) Увы, затея кончилась провалом – несмотря на знакомую эстетику и сногсшибательную Бриджит Нильсен, «Рыжая Соня» (1985) не заинтересовала почти никого, бесславно канув в Лету. Возможно, в составе трилогии картина смотрелась бы более выигрышно, а может тому виной недостаток мастерства режиссера, но проект в стиле фэнтези закончился довольно бесславно.
Но в мире еще было достаточно типажей, достойных Шварценеггера! Ставший лучшим фильмом режиссера Марка Лестера, до жути прямолинейный «Коммандос» (1985) про спецназовца, мстящего злодеям, похитившим его дочь, подарил миру Джона Матрикса, без сомнения, вставшего в один ряд с другими бессмертными экранными образами Арнольда Шварценеггера.
Картина стала своеобразным апофеозом брутальности – в среднем здесь на минуту экранного времени приходится одно убийство (больше 80 покойников). Увешанный внушительным арсеналом Арнольд в камуфляже и с перемазанной насупленной физиономией стал этакой подростковой иконой, своеобразным образцом для подражания – впрочем, в этой ипостаси он еще выступит не раз.
На волне популярности примитивных боевиков в свет вышел фильм «Без компромиссов» (1986), но это та самая работа, которая по праву может считаться проходной для актера – нарочито простой, явно низкобюджетный и ничего из себя не представляющий экшен с невыразительным героем и стандартной схемой «один-против-всех» — своего рода «Коммандос» без стиля и харизмы. Зритель его проигнорировал.
Но следующий проект стал настоящим хитом – это был фантастический боевик «Хищник» (1987), про инопланетного охотника за головами, который наткнулся на Земле на достойного противника в лице спецназовца по имени Голландец, и закономерно испустил дух после ряда роскошных батальных сцен.
Режиссер Джон МакТирнан (который через год снимет эпохального «Крепкого орешка» с Брюсом Уиллисом), и мастер спецэффектов Стэн Уинстон, признанный лучшим в своем ремесле, выдали зрелище, которое поразило воображение зрителей и сделало фильм культом. Наводящий ужас Хищник был частично придуман Джеймсом Камероном – именно по его эскизу Уинстон смастерил знаменитую раздвижную челюсть монстра.
«Бегущий человек» (1987) – лента про антиутопическое будущее, в котором проводятся страшные реалити-шоу с участием людей, которых пытаются убить перед объективами телекамер, а те вынуждены любыми средствами спасать свою жизнь. Шварценеггер исполнил роль полицейского Бена Ричардса, который не только победил всех соперников в лабиринте смерти, но и расправился с самим автором страшной игры. Фильм принес значительно меньше, чем ожидалось, но все же он не был провальным, и содержал в себе немало плюсов – динамичный и увлекательный, он был снят по произведению знаменитого Стивена Кинга – несколько, впрочем, вторичному по своему сюжету (может, потому Кинг и написал его под псевдонимом).
Когда Арнольду позвонил снявший его в «Хищнике» МакТирнан, и предложил исполнить главную роль в боевике про копа-одиночку, который борется с европейскими террористами в захваченном небоскребе, Шварценеггер без особых раздумий отказался. Пришлось МакТирнану пригласить в «Крепкий орешек» совсем другого актера… Ну а Шварценеггер выбрал сценарий, в котором фигурировала «матушка-Россия».
Фильм «Красная жара» вышел на экраны в 1988-м, и с Арнольдом в нем играет Джеймс Белуши. Здесь Арни изображает не кого-нибудь, а… советского милиционера, пламенного коммуниста, который преследует советского же бандита на территории Соединенных Штатов. Фильм не может не вызвать улыбку своей наивностью в изображении американцами советских реалий, а уж те несколько фраз, которые «капитан Иван Данко» произнес по-русски, и вовсе стали поводом для искреннего веселья миллионов наших соотечественников на много лет вперед. «Турак!» «Хулыгани!» «Капитализьм!» Перлы так и сыпались с экрана.
К тому моменту Арнольд созрел для того, чтобы разбавить череду брутальных образов веселой и душевной комедией «Близнецы» (1988) с Денни Де Вито.
Прекраснодушный и наивный Джулиус Бенедикт явил миру совсем другого Шварценеггера: Шварценеггера, Который Улыбается. Этот образ прибавил к и без того немалой армии поклонников актера еще и тех, кто терпеть не может насилие, и даже скептики признали, что Арнольд – куда сложнее, чем может казаться на первый взгляд. Фильм оказался большим кассовым успехом.
Появившийся в 1990-м фильм «Вспомнить все» стал совершенно блистательным достижением не только в области спецэффектов (за которые он получил Оскара), но и в плане динамичности и зрелищности.
Вдохновенный до гениальности, содержавший в себе ряд совершенно выдающихся компонентов, он упрочил положение в Голливуде голландского режиссера Пола Верховена (взлетевшего годом ранее благодаря гениальному «Робокопу», и добавил в фильмографию Шварценеггера очередную успешную картину. Четверть миллиарда кассовых сборов! И одна из лучших экранизаций культового писателя Филипа Дика, которую ставят в один ряд с другой блестящей картиной по его произведению – «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта.
Еще один уход в сторону от брутального образа – пусть и частичный. В фильме «Детсадовский полицейский» (1990) Шварценеггер предстает в образе… няньки для малышей.
Что, конечно, не могло не сказаться на его популярности у наиболее сентиментальной части аудитории – Арни полюбился всем! Автор «Близнецов» Рейтман снова снял замечательное кино, в котором, правда, Арнольду явно не хватало партнера, каким был Де Вито…
Казалось, Арнольд на пике славы, и большего успеха нечего желать. И тут он принимает участие в фильме, который большинством любителей кино признается одним из лучших фантастических боевиков в истории, и самым лучшим фильмом за всю карьеру актера. Это был великий «Терминатор 2: Судный день» (1991) Джеймса Камерона, решившегося, наконец, снять продолжение оригинальной ленты 1984 года.
Отхвативший четыре Оскара из шести номинаций, и ставший революцией в сфере спецэффектов, «Терминатор 2» навсегда останется настоящей жемчужиной среди всех боевиков, снятых за всю историю кино. Другого столь интересного и захватывающего фильма, да еще настолько совершенного стилистически, найти трудно при всем желании (с особенным восторгом картину приняла молодежная аудитория).
Более пятисот миллионов, собранных картиной в мировом прокате, говорят сами за себя – во всем цивилизованном мире не осталось, кажется, ни одного человека, не видевшего эту гениальную картину… Популярность Арнольда взметнулась до небес, достигнув своего апогея. Больше фильмов такого уровня у него не было – даже несмотря на бесспорные удачи.
В 1991 году Арнольд, Брюс Уиллис, Деми Мур и Сильвестр Сталлоне основали сеть ресторанов «Планета Голливуд». Впрочем, сие предприятие неожиданно оказалось убыточным, несколько раз банкротилось, цена акций упала в 32 раза, так что в 2000 году расчетливый Арни вышел из этого сомнительного дела.
Дальнейшую карьеру Шварценеггера в кино можно рассматривать, как некое закономерное движение по нисходящей – что вполне ожидаемо, учитывая, на какую высоту ему удалось взобраться, сотрудничая с Камероном.
Старый знакомый Арнольда по фильму «Хищник» Джон МакТирнан предложил ему сделать фильм, в котором обыгрывались бы клише из картин с участием героев боевиков – но не в пародийном, а более глубоком и драматичном стиле. Идея показалась Шварценеггеру удачной, и вот в 1993-м на экраны выходит «Последний киногерой», в котором Арнольд предстает в виде этакого собирательного образа, стараясь переосмыслить свое собственное значение и чуть ли не смысл жизни. Фильм явно был куда глубже, чем казался с первого взгляда, но широкий зритель предпочел не вникать в подобные тонкости, так что в Штатах фильм даже не окупился, да и в мировом прокате не блистал успехами. А тут еще и досадная номинация на «Золотую малину»… Не очень-то удачное вышло пополнение фильмографии.
Пожалуй, последним по-настоящему мощным фильмом Шварценеггера можно считать «Правдивую ложь» (1994), снятую Камероном – воистину, все проекты этого режиссера просто сшибают с ног.
Получился прямо-таки образец зрелищного экшена, несмотря на то, что это был ремейк недавней французской «Тотальной слежки». Перчику добавила и Джейми Ли Кертис, которая здесь прямо-таки великолепна. Почти четыреста миллионов сборов означали полный и безоговорочный успех, хотя до эпохального «Судного дня» фильму все равно было далеко.
Айвен Рейтман снова снимает комедию со Шварценеггером – да еще и с Денни Де Вито, как в старые добрые времена. На сей раз режиссер разошелся не на шутку: символ мужественности и гора мышц в фильме «Джуниор» (1994) предстает в роли… будущей матери!
«Забеременевший» в результате эксперимента ученый в исполнении Арнольда забавно демонстрирует манеры беременной женщины, и потешается над всеми штампами, которые неразрывно связаны с его образом. Смелый ход вполне оправдал себя – похоже, сочетание из Шварценеггера, Де Вито и Рейтмана означает гарантированный успех.
Но с середины 90-х начинается очевидный спад в карьере, который печально «дополнили» проблемы со здоровьем.
«Стиратель» (1996), боевик настолько прямолинейный, что в нем нет никакого смысла искать даже нотки иронии. Все тяжеловесно и сурово – навороченные спецэффекты, роскошные трюки, драки и один Шварценеггер против сотен врагов с огнестрельным оружием, укладывающий супостатов в штабеля на протяжении всей картины. Критики сравняли «Стирателя» с землей, поклонники Арнольда были вполне довольны – по крайней мере, стомиллионный бюджет вернулся с лихвой. Но все это было уже не то…
Безо всякого перерыва после «Стирателя» Арнольд принимается за новый проект – комедию «Подарок на Рождество» (1996), в котором исполняет роль любящего отца, готового на все, лишь бы отыскать в предпраздничной суматохе хотя бы один магазин, в котором еще осталась игрушка, о которой мечтает его сын. На съемках Арнольд несколько раз чувствовал непривычное недомогание, съемки несколько раз переносили из-за болей в сердце, которые периодически ощущал актер. При этом он всех просил не распространяться о том, что ему становилось плохо… Отсутствие отдыха между съемками дорого обошлось Арнольду – в один из вечеров его увезла «Скорая».
Проблемы с сердцем потребовали операции – и вот, в 1997-м, Шварценеггеру заменили дефектный с рождения сердечный клапан на искусственный. Он все еще не хотел верить, что несокрушимое здоровье подводит его – в первый же день после операции, когда пациенту прописан строжайший постельный режим, Арнольд самовольно покинул больничную палату, нашел во дворе клиники велосипед и отправился в небольшое путешествие по парку. По слухам, он едва не умер в тот день: швы разошлись, понадобилась немедленная повторная операция. С того времени он осознал, что время больших нагрузок и изнурительных тренировок навсегда осталось в прошлом. Это было перед самым юбилеем – Шварценеггеру исполнилось 50 лет.
Оправившись после операции, Шварценеггер принимает участие в одном из своих самых сомнительных проектов – фильм Джоэла Шумахера «Бэтмен и Робин» (1997), хоть и принес внушительные 250 миллионов, кинокритиками был признан, как один из «кошмарнейших фильмов» всех времен, и получил чудовищные одиннадцать (!!!) номинаций на антипремию «Золотая малина» (правда, победил всего в одной). Обритый налысо Шварценеггер, игравший злодейского Мистера Фриза, получил за работу 25 миллионов долларов, но они не стоили того, чтобы участвовать в этом аляповатом фарсе. Более безвкусной картины и представить себе нельзя… Номинация на «Золотую малину» в категории «Худший актер второго плана» была более чем закономерна.
«Конец света» (1999) Питера Хайамса, хоть и был куда более стильным, чем творение Шумахера, но все же оказался довольно заурядным мистическим триллером, обыгрывающим средневековые мифы в преддверии наступления нового тысячелетия. Двухсотмиллионная касса – скорее дань уважения поклонников Шварценеггера, которых по всему миру насчитываются миллионы… Они просто не могли пропустить новый фильм с участием своего кумира, даже несмотря на то, что этот фильм, по существу, не представлял из себя ничего особенного. Игрой Шварценеггер не блистал – за что и номинировался на очередную «Золотую малину».
Увы, на большее фанатов Арнольда не хватило: «Шестой день» (2000), рассказывающий про мир будущего, в котором людям начинают угрожать их клонированные копии, в Штатах вообще провалился с грохотом, а после проката в мире еле вернул затраты. Критики на сей раз проехались по Арни, как никогда – он номинировался аж на три «Золотые малины»: Худший актер, Худший актерский дуэт (со своим клоном) и Худший актер второго плана (собственно клон). Мда. Шварценеггер всерьез начинает подумывать о заверш
Шварценеггер родился 30 июля 1947 в маленьком городке Таль-Грац в Австрии у 38-летнего шефа полиции Густава Шварценеггера и его 23-летней жены-домохозяйки Аурелии.
Папа, состоявший в свое время в нацистской партии, был суров и груб, отчего маленький Арни ежедневно огребал болезненных и часто незаслуженных звездюлей, страстно желая уехать из Австрии, и больше её никогда не видеть.
Но была и положительная сторона: отец мечтал сделать из него спортсмена, и таки сделал — с ранних лет Арнольд играл в футбол, тренируя если не силу, то уж точно выносливость.
С не менее ранних лет вместе с братом Майнхардтом Арни также батрачил на участке, заменяя собой «40 стандартных чёрных боронителей». До 14 лет не видел телефона и глобуса, не знал многих заурядных бытовых удобств. А весь мир пребывал в неведении о том, что его ожидает.
Под впечатлением от увиденного на чемпионате мира по тяжелой атлетике русского силача Власова и вопреки воле отца, с 15 лет Арнольд начал «качаться».
Причем проявил такой фанатизм, что когда спортзал в Граце невзначай оказывался закрытым по причине выходного дня или праздника, юный Арни натурально проникал туда тайком через окно и качался в одиночестве.
Усиленно питаться всякими нажористыми вещами парень тоже не забывал, так что в 17 лет это был уже не тощий мальчик, а могучий качок, способный поднять вес, к которому боялся подойти близко даже взрослый тренер.
"В возрасте семнадцати лет я как член Атлетического союза Граца выжимал штангу весом 185 фунтов — аплодисменты публики придавали мне дополнительные силы"
Тут и выпускной подоспел. Окончив школу, Арни добровольно поступил в австрийскую армию. По его признанию, чтобы наесться и выспаться. В армии он был танкистом, механиком-водителем (танки западной школы, в отличие от советских, пригодны для человека ростом 188 см).
Примечательно, что Шварценеггер был единственным восемнадцатилетним срочником, которому с ходу доверили танк — видимо, австрийский дуб был далеко не так прост, как могло показаться всем ненавистникам «тупых качков». Правда, сам Арни признался впоследствии, он не был идеальным солдатом, и однажды утопил свой танк.
Служба в армии, которая длилась всего один год — с 1965 по 1966, не помешала ему отсидеть дисциплинарный арест за самовольную отлучку — он втихаря смотался участвовать в соревнованиях по культуризму «Мистер Европа» и был спален. ИЧСХ, тот конкурс Арни выиграл. А все потому, что в сочетании с отменной армейской кормежкой он еще и ежедневно качался самодельными штангами — и все это на фоне стандартной, ни разу не легкой службы бравого австрийского танкиста. Но сила воли и упорство помогли Арнольду преодолеть все трудности.
С тех пор так и повелось. Как только юное дарование объявлялось на каком-нибудь соревновании качков, все судьи устраивали ему стоячие овации, и вручали приз. В 1967 году он даже становится самым молодым обладателем титула «Мистер Вселенная». А все потому, что несмотря на нежный возраст, Шварценеггер обладал потрясающе массивной мускулатурой, плюс поражал исключительно удачным телосложением (генетика помогла). Он на равных соперничал с атлетами, которые были на шесть-восемь лет старше него, и побеждал их.
Ещё через год, в 1968 году, став двукратным «Мистером Вселенная» на соревнованиях в Лондоне, Арнольд вознесся до небес. Еще бы, он был культуристом номер один по эту сторону океана! Однако основной центр бодибилдинга и основные соперники водились по ту сторону Атлантики. Там проживал некто Джо Уэйдер, отец-основатель всего современного бодибилдинга. Через своего представителя в Лондоне Людвига Шустриха он предложил молодому Шварценеггеру переезд в США и годовой контракт. Однако Арни, прикинув, что синица в руках гораздо лучше, чем таракан в кладовке, от контракта отказался. В течение года Уэйдер безрезультатно пытался перетащить Арнольда в США.
А в это время чемпион жил в Мюнхене и вел истинно чемпионский образ жизни: дрался, пьянствовал, и вообще жил чистой и святой жизнью. По свидетельству тогдашних друзей Арнольда, он был самовлюбленным и задиристым как индюк. Ни одна драка в ночных клубах не обходилась без его участия. Вполне резонно, что вскоре начались довольно серьезные проблемы с полицией. И чем дальше, тем серьезнее.
И наконец, одним славным вечером Арни оказался в номере Шустриха со спортивной сумкой в руках и заявил, что ему весьма желательно в кратчайшие сроки покинуть Германию и он готов принять предложение Уэйдера, если оно еще в силе. Шустрих употребил все свои достаточно влиятельные связи, чтобы за один день сделать ему американскую визу. И уже в конце сентября 1968 года Арнольд Густав Шварценеггер 1947 года рождения, австрийский, беспартийный, ступил на землю колыбели демократии.
Место было выбрано мудро — солнечная и беззаботная Калифорния, и там наш «железный» Арни стал «золотым» еще до того, как его актерские гонорары обросли шестью-семью нулями. В отличие от большинства других культуристов, добившихся спортивной славы, но так и не сумевших обратить её в деньги, Шварценеггер обладал мощной деловой хваткой и тонким чутьем на прибыль. Едва приехав в США, он на пару со своим другом-качком Франко Коломбо занялся ничем иным, как поставкой кирпичей. Тут произошла еще одна случайность — как раз из тех, что привели его к богатству и славе — в 1971 году Лос-Анджелес серьезно пострадал от землетрясения. Несмотря на реакцию жителей для восстановления города всё-таки срочно понадобились кирпичи, которые Арнольд принялся продавать в труднообозримых количествах.
Но Арни не собирался всю жизнь заниматься стройматериалами. В это же время он активно качался в американских спортзалах, неизменно впечатляя статью и богатырской силушкой. Вскоре высокого австрийского атлета заметили, и его карьера пошла в гору. Он стал достаточно известным в США культуристом, чтобы успешно торговать аксессуарами для бодибилдинга по всей стране — в том числе и видеокассетами с курсами типа «Как стать из дрища Аполлоном за один год». Скопив некоторую сумму денег на кирпичах и видосах, Шварц вложил её в доставку товаров по почте. Бабла становилось все больше и больше. Часть прибылей от почтового маркетинга и средства, выигранные на конкурсах, вкладывались Шварценеггером в недвижимость. Кроме того, по совету Уэйдера он стал вкладывать деньги в различные антикварные штучки. Ещё до тридцатилетнего юбилея (и задолго до успеха в кино) Арни стал миллионером.
С 1970 года Арнольд Шварценеггер, уже сделавшей себе имя в бодибилдинге, начал сниматься в кино, как это делали многие его идолы, такие как Стив Ривз и Рег Парк. Ему приходится сталкиваться с трудностями: сложная для произношения фамилия, иностранный акцент и «чрезмерно большие» мускулы.
Но тем не менее, меньше чем через год после приезда, им заинтересовался заслуженный продюсер Обри Вайсберг, работавший на небольшой киностудии «Filmpartners» — у него как раз имелся сценарий про мифического силача Геркулеса, оказавшегося в современном мегаполисе, и Обри посчитал, что молодой Шварценеггер подходит как нельзя лучше. А что до акцента – Геркулес вообще немногословен…
Арнольд согласился на эту роль после звонка своему другу Регу Парку, который и сам играл Геркулеса в кино – тот моментально посоветовал Арни «соглашаться без разговоров». Когда агент Арнольда вел переговоры со студией, он сказал, что у его клиента «есть опыт работы на сцене», умолчав при этом, что на сцене Арнольд позировал на конкурсах по бодибилдингу, а не играл Гамлета… Проведя прослушивание, директор по кастингу пришел в ужас от акцента молодого силача – его едва можно было понять. Но могучее телосложение сделало свое дело, и в картину Арнольда все же взяли, решив провести озвучку при помощи другого актера, нормально говорящего по-английски (а фамилию Шварценеггер заменить на Стронг). Спустя много лет Арни озвучил-таки Геркулеса своим голосом и картина была переиздана.
Карьера бодибилдера тоже сложилась не сразу. Поначалу он вел себя весьма заносчиво и надменно, представляясь, непременно сообщал, что он двукратный «Мистер Вселенная». Однако вскоре спесь с него подсбили — свои первые соревнования в США он уверенно проиграл Фрэнку Зейну, который был на 20 кг легче. Любой другой ударился бы в слёзы, но железный Арни трезво проанализировал причины своего поражения и на следующий год вышел на «Мистер Олимпия» в отличной форме. Но на его беду в соревнованиях участвовал Серджио Олива, икона американского бодибилдинга, Штормовой Утес и Самые Рельефные Ноги мира. Самолюбивый Арнольд снова проиграл. И будучи вне себя от ярости и обиды, он во всеуслышание поклялся, что больше не потерпит поражения никогда и ни от кого.
Клятву он сдержал.
Одна победа последовала за другой. Шварценеггер начал собирать медали с самых престижных конкурсов, став настоящей иконой бодибилдинга: на вершине его карьеры находился семикратный титул «Мистер Олимпия».
Добившись в культуризме всех титулов, какие там были, в 1980 г. Шварценеггер окончательно расстается со спортом, и теперь сам проводит соревнования по бодибилдингу, являясь одновременно их организатором и спонсором — Arnold Classic. Призы весьма существенны — 100 000 долларов, автомобиль «Хаммер» и золотые часы «Ролекс».
А вот кинематограф, однако, долго не покорялся: все семидесятые годы Арни параллельно с соревнованиями снимался в фильмах, а признания все не было. Об актерском даровании этого скованного и косноязычного великана у критиков сложилось вполне стойкое мнение, в мягком варианте озвученное как «дерево», проклятый акцент преследовал неотступно (до конца Арни от него до сих пор не избавился). Так что в кино его долго не приглашали
"В Голливуде я познакомился с разными людьми. На этом снимке вечеринка во дворе моего дома с режиссерами Романом Полански и Бобом Рейфелсоном и их подругами"
И тем не менее, вторая картина в фильмографии Шварценеггера появляется спустя долгих семь лет, когда уже была позади его знаменитая победоносная серия из пяти титулов «Мистер Олимпия», а сам он стал богатым и знаменитым.
«Оставайся голодным» (1976) – драма, которая повествует о культуристе Джо Санто, вставшем на пути преступного синдиката, незаконно скупающего недвижимость в районе. Немного наивный, но добрый и душевный фильм демонстрирует молодого Джеффа Бриджеса и Арнольда, который не вышибает никому мозги и не размазывает по стенке, а занимается в спортзале, и для души… играет на скрипке. На сей раз критики были более благосклонны – о дубах и прочих зеленых насаждениях уже никто не вспоминал, а, напротив, отмечалось, что культурист проявил себя как настоящий актер, и явно способен на многое. В 77-м Арнольд получает престижную награду «Золотой глобус» за эту роль, почему-то в номинации «лучший дебют». Видно, «Геркулеса» критики вообще за фильм не считали. Увы, тот «Глобус» так и остался единственной наградой такого уровня за всю карьеру Арнольда
В конце семидесятых Арнольд получает степень бакалавра по экономике в Университете Висконсина. Он всегда стремился развивать не только тело, но и ум.
Личная жизнь
Примерно через полгода после переезда в США Арнольд познакомился с молодой школьной учительницей Барбарой Бейкер, и прожил с ней пять лет. Сам Арнольд так рассказывает о причине их расставания: «Она была спокойной и уравновешенной, и хотела жить обычной, размеренной жизнью. Я же был очень неуравновешенным, и ненавидел саму идею «Быть как все». А вот из воспоминаний Бейкер: «Он был веселым, невероятно харизматичным и авантюрным парнем, но под конец стал просто невыносимым – весь мир обязан был вращаться вокруг его драгоценной персоны. В жизни не встречала такого законченного эгоиста». Арнольд изменял ей направо и налево. В 2006 Бейкер выпустила книгу воспоминаний об их жизни с Арнольдом, обозвав ее без затей: «В тени австрийского дуба». Против ожиданий, Арнольд не протестовал, и даже… написал к этой книге предисловие!
В 77-м Арнольд стал встречаться со Сью Морей, работавшей парикмахером, и примерно в то же время начались его отношения с журналисткой Марией Шрайвер (племянницей Джона Кеннеди), с которой он познакомился на теннисном турнире имени Роберта Кеннеди.
Примерно год он преспокойно встречался с ними одновременно, пока Морей, наконец, не порвала с ним. Более того: тогда же у Арнольда, по слухам, был еще и роман с Бриджит Нильсен!
Но главной женщиной в его жизни оказалась в итоге Мария (хотя он зрел до женитьбы аж целых девять лет). В 1986-м году они вступили в брак.
У пары четверо детей: дочери Катерина и Кристина, и сыновья Патрик и Кристофер.
Увы, буквально в последнее время разразился грандиозный скандал, который закончился тем, что Мария, после четверти века совместной жизни, подала на развод и уехала из их огромного дома в Брентвуде спустя всего пару недель после серебряной свадьбы…
Виной всему – сам Арнольд, а точнее – его супружеская неверность. Открылся сенсационный факт: оказывается, у Арни есть внебрачный сын Джозеф, ровесник Кристофера, родившийся у служанки, работавшей в особняке четы Шварценеггеров во второй половине девяностых! Причем этот мальчик был дорог Арнольду, он виделся с ним, и всегда находил возможность поддерживать отношения. Как ни странно, сам парень до скандала и не подозревал, что он сын Шварценеггера, а узнав, был в шоке.
Как бы то ни было, для Марии эта новость оказалась последней каплей – и она ушла. Впрочем, купила дом по соседству – чтобы чаще видеться с детьми, так что отпрыски теперь курсируют между особняками отца и матери.
Только в 82-м к нему пришел настоящий успех в кино. Первые фильмы с Арнольдом Шварценеггером в главной роли в череде всех блокбастеров, которые и сделали актера суперзвездой — это знаменитые экранизации повестей писателя Роберта Ирвина Говарда о Хайборийской Эре, написанных в жанре фэнтези еще в тридцатых годах. Эти повести рассказывали о могучем и ловком воине-варваре по имени Конан, способном в одиночку расправиться с сотнями врагов, и сокрушающем разного рода нечистую силу.
Кинокомпания «Universal Pictures» выделила внушительный по меркам начала восьмидесятых бюджет в 20 миллионов долларов, а Арнольд моментально оказался в числе фаворитов на роль Конана (между прочим, продюсерам его рекомендовал Стивен Спилберг, у которого феноменальное чутье на удачные образы).
И это был тот самый долгожданный успех, о котором мечтал Арни: «Конан-варвар» (1982) в одночасье стал хитом, поразив зрителей до глубины души своей дикарской романтикой, уверенной постановкой, брутальностью и гениальным саундтреком Поледуриса. Интересный факт: Шварценеггера обязали уменьшить размер мышечной массы – его мускулы были настолько велики, что постановщики сцен с фехтованием на мечах не могли добиться от него правильных движений… Он сбросил вес до ста килограммов (сразу после съемок набрав все 120). Критики не преминули разразиться ехидными статьями про игру актера, «немногим лучшую, чем игра его коня», и именно за «Варвара» Арнольд получил первую свою номинацию на «Золотую малину» в категории «худший актер». Позже он будет номинирован еще не раз…
Стремясь ковать железо, пока горячо, моментально сняли продолжение «Конан-разрушитель» (1984).
Но занявший в режиссерском кресле место талантливого Джона Милиуса Ричард Флайшер не смог сравниться со своим предшественником, так что достаточно вялая картина так и не повторила триумф «Варвара».
Но впереди был фильм, который разом вознесет в заоблачные выси Шварценеггера, популярность которого, и так немаленькая после роли Конана, вырастет в разы.
«Терминатор» (1984) – веха в истории фантастических боевиков, разделившая жанр на «до» и «после», как это произошло с фантастикой с приходом «Звездных войн» Лукаса. Сказать что-либо новое о фильме Джеймса Камерона невозможно – все уже сказано с многочисленными вариациями и самыми красочными эпитетами. Теперь в фильмографии Арнольда появился настоящий шедевр, а его типаж моментально оказался супервостребованным, так что он теперь мог выбирать из сразу нескольких сценариев.
Похоже, самому Шварценеггеру полюбилась история про варвара, поскольку автор «Конана-разрушителя» Флайшер заполучил его в новый фильм по мотивам вселенной Хайбории.
Сначала проект рассматривали как третью серию из истории про Конана, но потом все же решили сделать историю полностью оригинальной, и назвали персонажа Калидором (от Конана его почти не отличить.) Увы, затея кончилась провалом – несмотря на знакомую эстетику и сногсшибательную Бриджит Нильсен, «Рыжая Соня» (1985) не заинтересовала почти никого, бесславно канув в Лету. Возможно, в составе трилогии картина смотрелась бы более выигрышно, а может тому виной недостаток мастерства режиссера, но проект в стиле фэнтези закончился довольно бесславно.
Но в мире еще было достаточно типажей, достойных Шварценеггера! Ставший лучшим фильмом режиссера Марка Лестера, до жути прямолинейный «Коммандос» (1985) про спецназовца, мстящего злодеям, похитившим его дочь, подарил миру Джона Матрикса, без сомнения, вставшего в один ряд с другими бессмертными экранными образами Арнольда Шварценеггера.
Картина стала своеобразным апофеозом брутальности – в среднем здесь на минуту экранного времени приходится одно убийство (больше 80 покойников). Увешанный внушительным арсеналом Арнольд в камуфляже и с перемазанной насупленной физиономией стал этакой подростковой иконой, своеобразным образцом для подражания – впрочем, в этой ипостаси он еще выступит не раз.
На волне популярности примитивных боевиков в свет вышел фильм «Без компромиссов» (1986), но это та самая работа, которая по праву может считаться проходной для актера – нарочито простой, явно низкобюджетный и ничего из себя не представляющий экшен с невыразительным героем и стандартной схемой «один-против-всех» — своего рода «Коммандос» без стиля и харизмы. Зритель его проигнорировал.
Но следующий проект стал настоящим хитом – это был фантастический боевик «Хищник» (1987), про инопланетного охотника за головами, который наткнулся на Земле на достойного противника в лице спецназовца по имени Голландец, и закономерно испустил дух после ряда роскошных батальных сцен.
Режиссер Джон МакТирнан (который через год снимет эпохального «Крепкого орешка» с Брюсом Уиллисом), и мастер спецэффектов Стэн Уинстон, признанный лучшим в своем ремесле, выдали зрелище, которое поразило воображение зрителей и сделало фильм культом. Наводящий ужас Хищник был частично придуман Джеймсом Камероном – именно по его эскизу Уинстон смастерил знаменитую раздвижную челюсть монстра.
«Бегущий человек» (1987) – лента про антиутопическое будущее, в котором проводятся страшные реалити-шоу с участием людей, которых пытаются убить перед объективами телекамер, а те вынуждены любыми средствами спасать свою жизнь. Шварценеггер исполнил роль полицейского Бена Ричардса, который не только победил всех соперников в лабиринте смерти, но и расправился с самим автором страшной игры. Фильм принес значительно меньше, чем ожидалось, но все же он не был провальным, и содержал в себе немало плюсов – динамичный и увлекательный, он был снят по произведению знаменитого Стивена Кинга – несколько, впрочем, вторичному по своему сюжету (может, потому Кинг и написал его под псевдонимом).
Когда Арнольду позвонил снявший его в «Хищнике» МакТирнан, и предложил исполнить главную роль в боевике про копа-одиночку, который борется с европейскими террористами в захваченном небоскребе, Шварценеггер без особых раздумий отказался. Пришлось МакТирнану пригласить в «Крепкий орешек» совсем другого актера… Ну а Шварценеггер выбрал сценарий, в котором фигурировала «матушка-Россия».
Фильм «Красная жара» вышел на экраны в 1988-м, и с Арнольдом в нем играет Джеймс Белуши. Здесь Арни изображает не кого-нибудь, а… советского милиционера, пламенного коммуниста, который преследует советского же бандита на территории Соединенных Штатов. Фильм не может не вызвать улыбку своей наивностью в изображении американцами советских реалий, а уж те несколько фраз, которые «капитан Иван Данко» произнес по-русски, и вовсе стали поводом для искреннего веселья миллионов наших соотечественников на много лет вперед. «Турак!» «Хулыгани!» «Капитализьм!» Перлы так и сыпались с экрана.
К тому моменту Арнольд созрел для того, чтобы разбавить череду брутальных образов веселой и душевной комедией «Близнецы» (1988) с Денни Де Вито.
Прекраснодушный и наивный Джулиус Бенедикт явил миру совсем другого Шварценеггера: Шварценеггера, Который Улыбается. Этот образ прибавил к и без того немалой армии поклонников актера еще и тех, кто терпеть не может насилие, и даже скептики признали, что Арнольд – куда сложнее, чем может казаться на первый взгляд. Фильм оказался большим кассовым успехом.
Появившийся в 1990-м фильм «Вспомнить все» стал совершенно блистательным достижением не только в области спецэффектов (за которые он получил Оскара), но и в плане динамичности и зрелищности.
Вдохновенный до гениальности, содержавший в себе ряд совершенно выдающихся компонентов, он упрочил положение в Голливуде голландского режиссера Пола Верховена (взлетевшего годом ранее благодаря гениальному «Робокопу», и добавил в фильмографию Шварценеггера очередную успешную картину. Четверть миллиарда кассовых сборов! И одна из лучших экранизаций культового писателя Филипа Дика, которую ставят в один ряд с другой блестящей картиной по его произведению – «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта.
Еще один уход в сторону от брутального образа – пусть и частичный. В фильме «Детсадовский полицейский» (1990) Шварценеггер предстает в образе… няньки для малышей.
Что, конечно, не могло не сказаться на его популярности у наиболее сентиментальной части аудитории – Арни полюбился всем! Автор «Близнецов» Рейтман снова снял замечательное кино, в котором, правда, Арнольду явно не хватало партнера, каким был Де Вито…
Казалось, Арнольд на пике славы, и большего успеха нечего желать. И тут он принимает участие в фильме, который большинством любителей кино признается одним из лучших фантастических боевиков в истории, и самым лучшим фильмом за всю карьеру актера. Это был великий «Терминатор 2: Судный день» (1991) Джеймса Камерона, решившегося, наконец, снять продолжение оригинальной ленты 1984 года.
Отхвативший четыре Оскара из шести номинаций, и ставший революцией в сфере спецэффектов, «Терминатор 2» навсегда останется настоящей жемчужиной среди всех боевиков, снятых за всю историю кино. Другого столь интересного и захватывающего фильма, да еще настолько совершенного стилистически, найти трудно при всем желании (с особенным восторгом картину приняла молодежная аудитория).
Более пятисот миллионов, собранных картиной в мировом прокате, говорят сами за себя – во всем цивилизованном мире не осталось, кажется, ни одного человека, не видевшего эту гениальную картину… Популярность Арнольда взметнулась до небес, достигнув своего апогея. Больше фильмов такого уровня у него не было – даже несмотря на бесспорные удачи.
В 1991 году Арнольд, Брюс Уиллис, Деми Мур и Сильвестр Сталлоне основали сеть ресторанов «Планета Голливуд». Впрочем, сие предприятие неожиданно оказалось убыточным, несколько раз банкротилось, цена акций упала в 32 раза, так что в 2000 году расчетливый Арни вышел из этого сомнительного дела.
Дальнейшую карьеру Шварценеггера в кино можно рассматривать, как некое закономерное движение по нисходящей – что вполне ожидаемо, учитывая, на какую высоту ему удалось взобраться, сотрудничая с Камероном.
Старый знакомый Арнольда по фильму «Хищник» Джон МакТирнан предложил ему сделать фильм, в котором обыгрывались бы клише из картин с участием героев боевиков – но не в пародийном, а более глубоком и драматичном стиле. Идея показалась Шварценеггеру удачной, и вот в 1993-м на экраны выходит «Последний киногерой», в котором Арнольд предстает в виде этакого собирательного образа, стараясь переосмыслить свое собственное значение и чуть ли не смысл жизни. Фильм явно был куда глубже, чем казался с первого взгляда, но широкий зритель предпочел не вникать в подобные тонкости, так что в Штатах фильм даже не окупился, да и в мировом прокате не блистал успехами. А тут еще и досадная номинация на «Золотую малину»… Не очень-то удачное вышло пополнение фильмографии.
Пожалуй, последним по-настоящему мощным фильмом Шварценеггера можно считать «Правдивую ложь» (1994), снятую Камероном – воистину, все проекты этого режиссера просто сшибают с ног.
Получился прямо-таки образец зрелищного экшена, несмотря на то, что это был ремейк недавней французской «Тотальной слежки». Перчику добавила и Джейми Ли Кертис, которая здесь прямо-таки великолепна. Почти четыреста миллионов сборов означали полный и безоговорочный успех, хотя до эпохального «Судного дня» фильму все равно было далеко.
Айвен Рейтман снова снимает комедию со Шварценеггером – да еще и с Денни Де Вито, как в старые добрые времена. На сей раз режиссер разошелся не на шутку: символ мужественности и гора мышц в фильме «Джуниор» (1994) предстает в роли… будущей матери!
«Забеременевший» в результате эксперимента ученый в исполнении Арнольда забавно демонстрирует манеры беременной женщины, и потешается над всеми штампами, которые неразрывно связаны с его образом. Смелый ход вполне оправдал себя – похоже, сочетание из Шварценеггера, Де Вито и Рейтмана означает гарантированный успех.
Но с середины 90-х начинается очевидный спад в карьере, который печально «дополнили» проблемы со здоровьем.
«Стиратель» (1996), боевик настолько прямолинейный, что в нем нет никакого смысла искать даже нотки иронии. Все тяжеловесно и сурово – навороченные спецэффекты, роскошные трюки, драки и один Шварценеггер против сотен врагов с огнестрельным оружием, укладывающий супостатов в штабеля на протяжении всей картины. Критики сравняли «Стирателя» с землей, поклонники Арнольда были вполне довольны – по крайней мере, стомиллионный бюджет вернулся с лихвой. Но все это было уже не то…
Безо всякого перерыва после «Стирателя» Арнольд принимается за новый проект – комедию «Подарок на Рождество» (1996), в котором исполняет роль любящего отца, готового на все, лишь бы отыскать в предпраздничной суматохе хотя бы один магазин, в котором еще осталась игрушка, о которой мечтает его сын. На съемках Арнольд несколько раз чувствовал непривычное недомогание, съемки несколько раз переносили из-за болей в сердце, которые периодически ощущал актер. При этом он всех просил не распространяться о том, что ему становилось плохо… Отсутствие отдыха между съемками дорого обошлось Арнольду – в один из вечеров его увезла «Скорая».
Проблемы с сердцем потребовали операции – и вот, в 1997-м, Шварценеггеру заменили дефектный с рождения сердечный клапан на искусственный. Он все еще не хотел верить, что несокрушимое здоровье подводит его – в первый же день после операции, когда пациенту прописан строжайший постельный режим, Арнольд самовольно покинул больничную палату, нашел во дворе клиники велосипед и отправился в небольшое путешествие по парку. По слухам, он едва не умер в тот день: швы разошлись, понадобилась немедленная повторная операция. С того времени он осознал, что время больших нагрузок и изнурительных тренировок навсегда осталось в прошлом. Это было перед самым юбилеем – Шварценеггеру исполнилось 50 лет.
Оправившись после операции, Шварценеггер принимает участие в одном из своих самых сомнительных проектов – фильм Джоэла Шумахера «Бэтмен и Робин» (1997), хоть и принес внушительные 250 миллионов, кинокритиками был признан, как один из «кошмарнейших фильмов» всех времен, и получил чудовищные одиннадцать (!!!) номинаций на антипремию «Золотая малина» (правда, победил всего в одной). Обритый налысо Шварценеггер, игравший злодейского Мистера Фриза, получил за работу 25 миллионов долларов, но они не стоили того, чтобы участвовать в этом аляповатом фарсе. Более безвкусной картины и представить себе нельзя… Номинация на «Золотую малину» в категории «Худший актер второго плана» была более чем закономерна.
«Конец света» (1999) Питера Хайамса, хоть и был куда более стильным, чем творение Шумахера, но все же оказался довольно заурядным мистическим триллером, обыгрывающим средневековые мифы в преддверии наступления нового тысячелетия. Двухсотмиллионная касса – скорее дань уважения поклонников Шварценеггера, которых по всему миру насчитываются миллионы… Они просто не могли пропустить новый фильм с участием своего кумира, даже несмотря на то, что этот фильм, по существу, не представлял из себя ничего особенного. Игрой Шварценеггер не блистал – за что и номинировался на очередную «Золотую малину».
Увы, на большее фанатов Арнольда не хватило: «Шестой день» (2000), рассказывающий про мир будущего, в котором людям начинают угрожать их клонированные копии, в Штатах вообще провалился с грохотом, а после проката в мире еле вернул затраты. Критики на сей раз проехались по Арни, как никогда – он номинировался аж на три «Золотые малины»: Худший актер, Худший актерский дуэт (со своим клоном) и Худший актер второго плана (собственно клон). Мда. Шварценеггер всерьез начинает подумывать о заверш
Читайте также: